Диски легкосплавных колес всегда толще, чем диски стальных штампованных. Поэтому для крепления литых или кованых колес используют более длинные болты. Длина резьбовой части болтов должна соответствовать глубине резьбового отверстия в ступице, чтобы избежать столкновения с деталями тормозного механизма при вращении колеса. Учитывая, что легкосплавные колеса имеют более низкую твердость, соединение может ослабиться со временем из-за смятия диска в зонах контакта с головками стальных болтов или ступицами.
Чтобы избежать повреждений колес, рекомендуется подтянуть болты крепления после установки на автомобиль. Обычно болты или гайки крепления колес затягивают моментом около 10-11 кгс/м, если в руководстве по эксплуатации автомобиля не указано иное. Перетяжка болтов может привести к деформации диска, нарушению профиля отверстия и недостаточному удержанию колеса на ступице. Избыточное усилие также может привести к смятию головки болта или ее обрыву.
Все литые и кованые диски покрыты специальной эмалью, которая обладает высокой прочностью, но подвержена царапинам, сколам и впитыванию посторонних веществ, таких как пыль от стертых тормозных колодок и дисков. При перетяжке гайки шпильки могут провернуться в отверстии ступицы, что затруднит их отворачивание без специального инструмента или услуг автосервиса.
Для защиты от кражи иногда используют "секретные" болты или гайки, которые заменяют один-два болта (гайки) крепления каждого колеса. Этот тип крепежа предназначен для отворачивания только с помощью особого, индивидуального ключа, который имеет только владелец автомобиля. При покупке таких болтов или гаек следует учитывать доступность для отворачивания и надежность. Важно проверить, что головка "секретки" недоступна для отворачивания не только штатными ключами, но и другими инструментами. Также следует убедиться, что оригинальный крепеж не выйдет из строя от воздействия воды, грязи или поломки ключа. Особо громоздкий болт может нарушить балансировку колеса.
Поэтому общие рекомендации будут такие же, как и для ухода за лакокрасочными поверхностями:
- Старайтесь содержать диски в чистом состоянии.
- Избегайте механических воздействий на диск, не прижимайтесь к бордюрам тротуаров при парковке, это может повредить как диск, так и шину.
- Обрабатывайте наружную поверхность диска бесцветной полиролью (такой же, как для полировки и защиты кузова), она будет придавать диску блеск и защищать лак от атмосферных воздействий и пыли.
К сожалению, качество наших дорог требует от водителей аккуратности при вождении, особенно с высокой скоростью.
При попадании автомобиля, идущего с большой скоростью в яму, диск может треснуть и деформироваться (при этом, как правило, повреждается и шина). Это может привести к резкой потере давления в шине и, как следствие, к аварийной ситуации.
Деформированный диск теряет свою форму и балансировку. В салоне автомобиля появляется характерная вибрация, увеличивающаяся с увеличением скорости. При деформации дисков передних колёс появляется заметное биение руля.
Рекомендации:
- Будьте очень аккуратными при движении с высокой скоростью, особенно в тёмное время суток.
- Следите за затяжкой болтов (гаек) крепления колеса. Алюминиевые диски должны крепиться специально предназначенными для них болтами (гайками), при этом усилие затяжки должно соответствовать величине рекомендованной заводом, а болты (гайки) должны быть слегка смазаны любой густой смазкой. Износ посадочного конуса в отверстии диска может привести к обрыву шпильки при затяжке на тех автомобилях, где используются колпачковые (глухие) гайки.
- Если алюминиевые диски имеют декоративные колпаки, крепящиеся винтом (иногда с «секреткой»), обязательно обильно смажьте эти винты каким либо антикоррозионным составом (мовиль, тектил, растстоп или аналогичными), в противном случае у Вас могут возникнуть проблемы с их отвинчиванием.