В межсезонье на дорогах часто становится скользко. Как предугадать появление опасных участков на трассе?
Появление первого снега и понижение температуры ниже нуля градусов провоцирует возникновение гололеда на дорогах. Снег быстро тает на теплой еще земле с образованием скользкой тягучей субстанции, состоящей из воды, мокрой снежной каши и укатанного льда. Ночью эта эмульсия замерзает, и на дорогах появляются участки с очень скользкой поверхностью. Удержаться на них могут только автомобили с шипованными колесами, да и то не всегда. Однако в ноябре они есть далеко не у каждой машины. В этих условиях от водителя требуется быть предельно внимательным и заранее предугадывать места с возможным образованием льда. Где же они встречаются чаще всего?
На эстакадах и мостах
Наиболее проблемные места — это эстакады и мосты с открытыми бетонными пролетами. Они быстро охлаждаются ветром и в морозы после оттепелей покрываются тонким льдом, который трудно заметить. При подъезде на легковой машине к таким местам необходимо заранее сбросить скорость и проверить колеса на предмет сцепления с асфальтом. Можно немного притормозить и оценить эффективность замедления. Кроме того, наличие льда определяется по цвету дороги и по отражению бликов света фар по ночам. Лучи приобретают иной спектр, который улавливается глазом.
Небольшие дороги
Чаще всего гололед образуется на дорогах, где движение наименее интенсивное. Шины автомобиля во время движения нагреваются от трения. Чем больше машин, тем сильнее они передают тепло дороге и быстрее пробивают во льду колею до асфальта, из-за чего даже при отрицательной температуре можно спокойно двигаться по городским магистралям. Между тем во дворе дома или на загородных шоссе будет гололед, до тех пор пока его не обработает соляными смесями дорожная техника.
Перекрестки и светофоры
Опасными могут быть перекрестки. Они находятся на открытых пространствах и продуваются холодными ветрами. При приближении к ним транспорт тормозит и разогревает асфальт, на котором тает снег. Затем вода вновь замерзает и создает участки со скользкой поверхностью, которые представляют угрозу для машин, так как находятся в местах активного торможения. Машины при остановке иногда вдруг перестают замедляться, скользят и рискуют протаранить корму транспортных средств впереди.
Такие же участки есть рядом с остановками общественного транспорта. Их раскатывают автобусы и троллейбусы.
Лежачие полицейские и пешеходные переходы
Похожий эффект наблюдается перед лежачими полицейскими. Транспорт тормозит перед искусственными неровностями, а при замедлении машина выделяет больше тепла и раскатывает снег с образованием скользкого наката. В итоге дорога с хорошим сцеплением перед искусственными неровностями и пешеходными переходами вдруг сменяется участками гололеда, на которых транспорт не всегда успевает затормозить, и случаются мелкие аварии. Еще хуже, когда при экстренном торможении автомобиль выкатывается на зебру с риском для людей.
Таким образом, необходимо снижать скорость при подъезде к переходам заранее и соблюдать дистанцию до передних машин.
Холмы и южные склоны
Обледенелые участки часто возникают на подъемах и южных склонах, которые открыты для солнечных лучей. В ясные дни они разогревают асфальт, и талая вода стекает с обочин на дорогу, где и расходится широкими потоками. Чем ровнее дорога, тем глаже получается на ней слой льда, замерзающий, когда солнце скрывается за горизонтом. Наиболее опасны такие участки для грузовиков, которые на подъемах могут забуксовать и выкатиться одним краем на встречную часть дороги. При этом автомобили, двигающиеся навстречу, также заносит на льду с риском столкновения.
Поэтому при встрече с гололедом на спуске или на подъеме лучше всего съехать на обочину, где нет асфальта и вода давно впиталась в песок и гравий. Там к автомобилю вернется управляемость, а к колесам — прочное сцепление с дорогой.
При подъезде к опасным участкам от водителя требуется поддерживать ровно такую скорость, чтобы исключить снос при рулении. Чтобы понять, какая скорость безопасна, можно время от времени кратковременно притормаживать, чтобы выяснить, как ведут себя колеса в гололед. Если они блокируются от легкого нажатия и вступает в действие АБС, то надо снизить темп до 40-50 км/ч.