От состояния шин зависит очень многое: управляемость машины на дороге, ощущения водителя при езде, а также безопасность самого вождения в целом. Поэтому следить за степенью стирания шин необходимо регулярно. В норме старение резины происходит более или менее равномерно. Однако иногда автомобилист замечает на колесах нехарактерные повреждения. О чем это говорит и какую опасность может представлять для тех, кто находится внутри транспортного средства?
Неправильные углы установки колес
Это самая частая причина того, что шины начинают стираться фрагментарно. Развал и схождение – крайне важные параметры автомобильной подвески. Если углы установки колес не регулировались или были выставлены неправильно, машина начинает вести себя непредсказуемо и может внезапно потерять устойчивость. Поэтому их настройку необходимо производить после каждого серьезного вмешательства (при замене поперечного рычага подвески, рулевых тяг и наконечников, шаровых опор, ШРУСов и пр.). Если вы решили установить диски другой размерности, то без регулировки также не обойтись.
При неотрегулированных развале и схождении обычно наблюдаются односторонний, поперечный гребенчатый или продольный гребенчатый износ резины. Такое стирание происходит под действием боковых сил.
Если пренебречь своевременной настройкой углов, через некоторое время обнажатся нити корда. В результате покрышка может лопнуть, и в лучшем случае автомобиль окажется на обочине либо в кювете. Особенно опасно, когда колесо «выстреливает» при большой скорости или на мокром дорожном покрытии.
Заметить, что углы установки колес настроены неправильно, несложно и без посещения СТО. При вхождении в поворот на невысокой скорости водитель слышит визг колес. Если во время движения по ровной дороге отпустить руль, можно заметить, что транспортное средство самопроизвольно тянет в одну сторону. А для того, чтобы траектория сохранялась прямой, водителю приходится держать руль отклоненным от центральной оси.
Неправильное давление в шинах
Если покрышка накачана недостаточно, площадь пятна контакта с дорожным покрытием увеличивается. В результате давление внутри шины распределяется не так, как это задумано. Силы концентрируются по краям пятна контакта. Из-за этого происходит стирание боковых частей резины (двусторонний износ плечевых зон). Помимо этого возрастает усилие на руле и увеличивается расход горючего.
Если давление в шине превышает норму, силы концентрируются в центре пятна контакта. Как результат, автомобилист наблюдает износ средней части протектора. На неровностях транспортное средство начинает подпрыгивать, а при попадании в выбоину на покрышке может образоваться грыжа. Такие повреждения не всегда подлежат ремонту: иногда проще и безопаснее купить новую резину.
И в первом, и во втором случае уровень комфорта при вождении значительно снижается. Поэтому проверять давление в шинах необходимо регулярно (хотя бы дважды в месяц). А перед каждой поездкой нелишне будет окинуть взглядом колеса, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.
Чрезмерная нагрузка
Любая шина рассчитана на определенное физическое воздействие. Этот показатель можно узнать из маркировки на шине. Неправильный подбор покрышек по нагрузке приводит к стиранию центра либо боковых частей протектора. Все зависит от того, превышает давление на шину нормативное или наоборот – оказывается недостаточным.
Кстати, Правила дорожного движения запрещают вождение, если шины по нагрузке не соответствуют модели транспортного средства. Поэтому подбирайте резину, строго придерживаясь характеристик вашего автомобиля.
Шины могут соответствовать нормативам, а вот вес перевозимого багажа – нет. Если часто нагружать машину сильнее, чем это предусмотрено ее конструкцией, износ плечевых зон шин не заставит себя долго ждать. Если есть необходимость в частой транспортировке тяжелых предметов – придется приобрести прицеп или автомобиль с большей грузоподъемностью.
Агрессивный стиль вождения
Вождение, которые сами автомобилисты нередко называют «спортивным», приводит к продольному гребенчатому (пиловидному) износу покрышек. На слишком высокой скорости, а также при резком разгоне и торможении, возрастает температура резины. Показатели ее прочности изменяются в худшую сторону. Пиловидный износ усугубляется при недостаточном давлении.
При агрессивном вождении протектор вдавливается внутрь, его блоки сминаются, в результате появляется эффект волочения. Из-за появления «ступенек» шины начинают сильно шуметь. Кроме того, возникает статический дисбаланс колеса. Это негативно сказывается не только на процессе езды, но и на состоянии подвески автомобиля.
Если вы заметили пилообразный износ резины, первым делом пересмотрите условия ее эксплуатации. Если развал и схождение в порядке, значит, причина неравномерного стирания заключается именно в манере езды.
Неисправность элементов подвески
При наличии поломок чаще всего наблюдаются односторонний волновой износ плеча, пятнистый либо диагональный износ. Это происходит из-за действия боковых сил, протаскивания или волочения.
Нередко такие повреждения возникают из-за недостаточного угла поворота колес. Также они часто бывают обусловлены деформацией рычагов подвески, изношенностью втулок стабилизатора поперечной устойчивости, старением сайлентблоков либо неисправностью амортизаторов. В последнем случае на резине могут появляться отчетливые вмятины. Это связано с тем, что колебания кузова перестают гаситься должным образом.
При продольном боковом износе необходимо обратить внимание на состояние шаровых опор. Вполне вероятно, что их придется заменить. Ну и после замены, разумеется, следует отрегулировать развал-схождение.
Деформация колесного диска
Геометрия диска нарушается в результате удара. Смещение может быть осевым, радиальным или комбинированным. В первом случае возникает деформация в горизонтальной плоскости (так называемая «восьмерка»). При радиальном смещении наблюдается загиб лицевой или изнаночной части («яйцо»).
Неравномерное стирание покрышки происходит при всех видах деформации диска. Параллельно повреждаются подвеска и рулевой механизм. Во время движения водитель начинает ощущать вибрацию. Если диск со смещением стоит на передней оси, колебания передаются на рулевое колесо, а если на задней – на кузов. Пятно контакта становится нестабильным, что и обусловливает фрагментарный износ шины.
Нарушение геометрии кузова
Это самая неприятная причина. Проблема обычно возникает у тех, кто недавно приобрел подержанный автомобиль. Силовой каркас, к которому крепится шасси, интегрирован в кузов. Расположение его реперных точек закладывается инженерами при проектировании автомобиля. В результате столкновения эти отметки смещаются. А вот возвратить их в исходную позицию практически невозможно.
Если кузов деформирован, отрегулировать развал и схождение проблематично. Отклонения от нормы можно лишь свести к минимуму, но они все равно останутся. От такого транспортного средства разумнее как можно быстрее избавиться.
Итак, неравномерный износ покрышек может возникать по вине самого водителя. Однако чаще он является индикатором серьезных неисправностей. Поэтому регулярно осматривайте шины при дневном освещении. А при малейших сомнениях отправляйтесь на СТО: лучше перестраховаться, чем угодить в ДТП.