Одна из важнейших характеристик любой автомобильной шины – это протектор. Многие люди, даже далекие от вождения, с уверенностью скажут, что протектор – это самая заметная «составляющая» автомобильных шин. Но далеко не все знают и понимают, что от протекторов во многом зависит и столь важный параметр, как качественная работоспособность автомобиля в целом.
И хотя спорить с утверждением о том, что знать все о протекторах невозможно, бессмысленно, попробуем дать максимально полную и развернутую информацию о них.
Как правило, при выборе автомобильных шин водители ориентируются на два основных критерия:
- возможность использования в дальнейшем;
- внешний вид шин (рисунок протектора).
Что учитывают производители при разработке и внедрении протекторов?
Есть огромное количество критериев и факторов, которые имеют значение при разработке протекторов, а также их использовании в процессе производства автомобильных шин для машин того или иного класса, тех или иных условий эксплуатации. К их числу стоит отнести:
- класс автомобиля;
- показатели сцепления с дорожным покрытием;
- эффективность показателей отвода воды из-под колес;
- фактор экономии топлива в процессе езды;
- уровень шума при езде;
- внешний вид автошин и т.п.
Если сказать кратко, то «идеальные», с точки зрения современного водителя, протекторы должны сочетать в себе:
- высокую эффективность в процессе использования;
- привлекательный дизайн.
Вот почему над разработкой протекторов работают не только инженеры, специалисты по компьютерным программам моделирования и испытатели, но и дизайнеры.
Зачем на шинах нужен рисунок протектора с блоками и канавками?
Рисунок протектора – это не просто привлекательный на внешний вид «набор» узоров, состоящий из множества канавок и блоков. Это ложный и, подобранный путем теоретических и практических испытаний, рисунок, обеспечивающий транспортному средству высокие показатели сцепления с дорожным покрытием, отвод воды и исключение скольжения. Как следствие – высокие показатели безопасности во время движения в любую погоду, на любых типах дорог и при любых скоростях движения.
Хорошее сцепление с дорогой обеспечивают блоки, отвод воды из «пятен контакта с дорогой» и предотвращение аквапланирования – задача канавок в протекторе. Ведь ни для кого не секрет, что при появлении водяного слоя на дороге происходит частичная или же полная потеря сцепления, это может привести к риску неуправляемости транспортного средства, как результат – к авариям. Задача протекторов – исключить подобные последствия или же свести риск их возникновения к минимуму.
Выбираем протектор: типы рисунков
Сегодня производители автомобильных шин предлагают протекторы со следующими типами рисунков:
- симметричный ненаправленный рисунок;
- симметричный направленный рисунок;
- асимметричный рисунок.
Выбор типа рисунка протектора не зависит от условий эксплуатации, сезона вождения.
Универсальный и наиболее распространенный вариант рисунка – это симметричный ненаправленный. Автомобильные шины с таким протектором обладают одинаковыми свойствами, независимо от направления вращения. Такие шины могут быть без проблем установлены на любую ось. С таким рисунком зачастую предлагаются шины из «бюджетной категории». Это идеальный вариант для «запаски», которая обязана быть у каждого водителя.
Симметричный направленный рисунок протектора позволяет гарантировать изделиям отменные эксплуатационные свойства, такие шины прекрасно отводят воду и обеспечивают сцепление с дорогой. Единственное, что важно учитывать при их выборе – при переустановке шин не обойтись без процедуры «перебортирования» (имеется ввиду демонтаж-монтаж дисков).
Асимметричный рисунок объединил в себе различные свойства, важные в автомобильных шинах. Как правило, они «универсальны» - подходят и для сухого, и для мокрого дорожного покрытия (имеют «внутреннюю», а также «внешнюю» стороны). Шины с таким протектором идеальны для мощных и высокоскоростных машин.